Большой нательный крест с Распятием на лицевой стороне и иконой Георгия Победоносца на обороте имеет древнюю, исполненную глубокого символизма форму. Он выполнен по образу древнерусских крестов, перекрестия которых часто окружались кругом. Круг, соединенный с крестом, символически означает вечность, дарованную миру через страдания Христа. Это также образ того, что Господь Спаситель – Солнце Правды и свет миру, воссиявший с Креста и прогнавший тьму.
В Древней Руси была распространена традиция водружения поклонных и закладных крестов, которые часто имели такую же форму: каменные кресты с кругом устанавливали при закладке храмов, монастырей и даже городов. При постройке такой крест потом вмуровывали в стену здания. Церкви с подобными крестами сохранились во многих древнерусских городах. Но больше всего их в Великом Новгороде.
На Русском Севере существовал также обычай установки крестов в память о каком-то важном событии. Так люди хотели поблагодарить Господа за Его помощь и чудеса. Кресты, водруженные в честь воинских побед, назывались «никитирионами». К древнерусским победным никитирионам нас отсылает и настоящий крест.
На лицевой стороне креста изображено Распятие Христово – величественный, торжественный образ христианства, знак победы над смертью. Христос, принеся Себя в Жертву на Кресте, искупил грехи всего мира и дал людям возможность обрести спасение. Слева и справа от Креста стоят Богоматерь и апостол Иоанн Богослов. По преданию, именно они до последнего не оставляли Спасителя в Его страданиях, были с Ним до самой смерти.
Сверху над Распятием парят Ангелы. Они изображены летящими с Небес вниз, к Кресту. Ангелы словно поддерживают табличку над головой Спасителя, на которой написано IНЦИ – «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Эта табличка – титло – была приколочена римскими палачами как указание на «вину» Христа, то, за что Он был казнен.
Оборотная сторона посвящена великомученику Георгию Победоносцу – одному из самых почитаемых христианских святых. Святой погиб во время страшного гонения на христиан императора Диоклетиана в начале IV века. На Руси воин-мученик всегда особенно почитался в образе Победоносца: поражающим на коне страшного змея. Это самая распространенная иконография святого Георгия, которая в русском Православии появилась уже в XII веке. Храбрый воин, спасающий прекрасную принцессу: этот сюжет с глубокой древности живет в мифологии многих народов. Но в христианстве он всегда толковался символически. Прекрасная принцесса – символ человеческой души, которая безропотно готова отдаться на съедение дьяволу. Но воин Христов не допустит этого – он посланник Божий, спасающий от гибели чистые души людей. Ведь милосердный Господь никому не хочет погибели.
Георгий Победоносец стал символом Русского государства, русского воинства. Образ защитника и спасителя слабых и обездоленных, христианского мученика, не боящегося положить душу «за други своя», всегда был близок русскому человеку. Поэтому с XVII века этот образ находится в гербе России.
Над созданием образа трудились художник Ольга Пиковская и творческий коллектив сотрудников компании «Акимов».